календарь клева рыбы на алтае

К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани

Причем научное развитие подобно развитию биологического мира представляет собой однонаправлены и необратимый процесс. Допарадигмальный период характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений.

методологические концепции к поппера т куна п фейерабенда

На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы оной из школ. Результатом этого процесса является научная революция - полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой. В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение данной сетки вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм. Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником критического реализма. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться принцип фаллибилизма. Но и это еще не все. Задавая определенное видение мира, парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение: Вместе с тем парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Таким образом, она определяет, какие факты могут быть получены в эмпирическом исследовании, - не конкретные результаты, но тип фактов.

методологические концепции к поппера т куна п фейерабенда

С понятием парадигмы тесно связано понятие научного сообщества, в некотором смысле эти понятия синонимичны. В самом деле, что такое парадигма? А что такое научное сообщество? Стать членом научного сообщества можно только приняв и усвоив его парадигму.

Концепции развития научного знания (Кун, Поппер, Лакатос, Фейерабенд)

Если вы не разделяете веры в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества. Поэтому, например, современные экстрасенсы, астрологи, исследователи летающих тарелок и полтергейстов не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо отвергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой. Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности основоположений своих теорий и даже не ставят вопроса об их проверке. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы к созданию таких теорий другими.

методологические концепции к поппера т куна п фейерабенда

Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает, - считает Кун. Кроссворд или головоломка отличаются тем, что для них существует гарантированное решение, и это решение может быть получено некоторым предписанным путем. Пытаясь сложить картинку из кубиков, вы знаете, что такая картинка существует.

  • Картинки рыбалка на енисее
  • Двигатель для лодки одесса
  • Воблер aiko blitz
  • Спиннинги спортекс кастинговый спиннинг
  • При этом вы не имеете права изобретать собственную картинку или складывать кубики так, как вам нравится, хотя бы при этом получались более интересные - с вашей точки зрения - изображения. Вы должны сложить кубики определенным образом и получить предписанное изображение. Факты экзаменуют теорию на прочность годится - не годится. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. Этот принцип требует принципиальной опровержимости фальсифицируемости любого утверждения, относимого к науке. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" развитой науки как смену ряда связанных исследовательских программ.

    методологические концепции к поппера т куна п фейерабенда

    Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает понятием? Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" проблем, неразрешимых в ее рамках.

    методологические концепции к поппера т куна п фейерабенда

    Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Кумуляционное то есть путем постепенного накопления развитие научного знания в рамках определенной парадигмы происходит путем решения задач-головоломок. Парадигмы обладают таким свойством как несоизмеримость, которое означает, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. На этой базе было развито множество теорий, относящихся, например, к астрономии, учению о свете и т. Только тогда, когда будет разрушено "твердое ядро" программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Новая прогрессивная научно-исследовательская программа должна быть более насыщена эмпирическим содержанием, нежели ее предшественница. Подчеркивая необходимость сравнения теорий и научно-исследовательских программ, Лакатос сумел выделить важные моменты в процессе развития знания. Существенно здесь — различение теорий и научно-исследовательских программ. Для каждого, кто осваивает разнообразные учения, важно осознавать, в рамках какой научно-исследовательской программы и теории он находится. Такое осознание требует сравнения теорий и программ. Если исследователь либо студент сведущ только в одной научно-исследовательской программе или, что еще хуже, только в одной теории, то эта программа или теория невольно принимается за абсолютную истину сравнивать-то не с чем! А это означает, что у субъекта отсутствует осознание своего действительного научного статуса, который фактически очень жестко соотнесен с одной научно-исследовательской программой, достоинства же других программ не осознаются и не понимаются. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает Эти три класса проблем - установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории - исчерпывают Термин "парадигма" "тесно связан с понятием "нормальной науки", - писал Кун.

    60. Постпозитивизм - Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун

    Научная революция или "аномальная" фаза в развитии науки состоит в смене лидирующей парадигмы. В силу несоизмеримости парадигм их конкуренция происходит как конкуренция научных сообществ и победа определяется не столько внутринаучными, сколько социокультурными или даже социально-психологическими процессами "многие из моих обобщений касаются области социологии науки и психологии ученых", - говорит Кун. Кун, - всегда основывается на чем-то большем, нежели сопоставление теории с окружающим нас миром". Фейерабенд, - теории непосредственно сопоставлялись с "фактами" или со "свидетельствами". Что является важным свидетельством, а что не является таковым, обычно определяет сама теория, а также другие дисциплины, которые можно назвать "вспомогательными науками". Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Парадигма обладает двумя свойствами: В этой критике выделяют три основных направления: Этой точки зрения придерживается Уоткинс.

    Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Локатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

    Третье направление критики предполагает, что вообще не следует приписывать нормальной науке слишком большого значения, ни положительного, ни отрицательного. Стивен Тулминнапример, полагает, что научные революции случаются в науке не так уж редко, и наука вообще не развивается лишь путем накопления знаний. Пол Фейерабенд Пол Фейерабенд исходил из того, что существует множество равноправных типов знанияи данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Научная картина мира и ее эволюция up Смена парадигм происходит в процессе упорной и длительной борьбы между защитниками старой и энтузиастами новой парадигмы. Британский философ и математик И. В соответствии с этим требуется методологический анализ и оценка не отдельно взятой теории, а целой серии теорий, выражающих развитие научного знания. Научно-исследовательские программы обладают универсальностью, применимостью к обширным областям исследования реальности, большой предсказательной способностью. Тогда обнаружится необходимость создания новой программы такого рода. Научная революция представляет собой смену научно-исследовательских программ. Он дает развернутый критический анализ научного пути познания. Наука не является единственной плодотворной формой духовного постижения бытия.

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *